Правительство из-за санкций и задач Путина не обновило макропрогноз

Правительство не стало принимать новый макроэкономический прогноз на 2019–2020 годы, говорится в пояснительной записке Минфина к проекту поправок в бюджет. Причинами стали расширение санкций США и новые задачи президента

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Новые поправки в бюджет не учитывают апрельское расширение антироссийских санкций США и задачи, которые в своем послании 1 марта поставил президент Владимир Путин. Помимо того что эти факторы не учтены в предложенных корректировках на 2018 год, правительство решило не обновлять и социально-экономический прогноз на следующие два года, следует из пояснительной записки (есть у РБК) к проекту поправок в бюджет.

Эффекты от новых целей президента и от санкционных рисков («с учетом мероприятий по снижению их негативного влияния») примут во внимание осенью при уточнении прогноза на 2018 год, говорится в пояснительной записке. «В этих условиях правительством Российской Федерации принято решение о нецелесообразности на текущем этапе уточнения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2019 и 2020 годов», — пишет Минфин в документе. Традиционно прогноз на скользящую трехлетку утверждается ежегодно осенью вместе с бюджетом, а затем корректируется вместе с поправками в весеннюю сессию.

Ситуация с прогнозом логична, говорит директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов, до 2017 года занимавший пост руководителя департамента экономического прогнозирования Минэкономразвития. «Было бы неправильно делать прогноз, заранее зная, что в экономическую политику будут внесены кардинальные изменения», — говорит он. Неопределенности добавляют изменения в налоговой и пенсионной системах, вероятность которых высока, добавляет Тремасов.

После инаугурации Владимира Путина Кремль опубликовал новый майский указ, в котором утверждены «национальные цели развития» до 2024 года: рост численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни, устойчивый рост реальных доходов и индексация пенсий выше инфляции, снижение уровня бедности и так далее. Всего цели из указа предварительно обойдутся в 25 трлн руб., отмечал премьер-министр Дмитрий Медведев. Основная часть этих требований уже учтена в бюджете, дополнительно нужно найти 8 трлн руб.

От Акимова до Школова: все фигуранты санкционного списка Минфина США

Еще 20 фото

Фотогалерея

Новые санкции, которые стали самыми жесткими с 2014 года, США ввели в начале апреля. В санкционные списки попали семь российских «олигархов», в том числе Олег Дерипаска и Виктор Вексельберг; второй крупнейший в мире производитель алюминия UC Rusal, группа En+ и группа компаний «Ренова». Госдума, инициировавшая законопроект об ответных санкциях против США и «недружественных стран», намерена рекомендовать правительству рассмотреть возможность оказания бюджетной поддержки отдельным отраслям и предприятиям, пострадавшим от санкций, — впрочем, эта инициатива депутатов пока относится к бюджету на 2019–2021 годы.

Нефть и рубль

В то же время бюджетные правки на 2018 год рассчитаны исходя из пересмотренных макроэкономических параметров (без учета санкций и послания президента). Так, средняя цена нефти Urals в 2018 году указана в размере $61,8 вместо $43,8, ожидавшихся ранее. Курс доллара в среднем за год ожидается на уровне 58,6 руб. (ранее было 64,7 руб.). Инфляция, по ожиданиям правительства, составит 2,8% вместо 4%, а темп роста ВВП останется тем же — 2,1% в 2018 году.

«Согласно Бюджетному кодексу РФ Минфин опирается на макропрогноз, который подготовлен Минэкономразвития России», — сообщила РБК пресс-служба Минфина.

Ситуация на сырьевых рынках оказалась более благоприятной, чем ожидалось, объясняет Минфин: цены на нефть значительно выросли из-за сделки ОПЕК+ по заморозке добычи, роста спроса, обвала добычи в Венесуэле из-за кризиса, а также благодаря росту «геополитической премии» в цене на нефть, связанной с заявлениями США о вводе санкций против Венесуэлы и Ирана, говорится в пояснительной записке. Аналитики Bank of America Merrill Lynch прогнозируют, что цена Brent может достичь $90 во втором квартале 2019 года, и допускают, что она вырастет до $100. Сейчас Brent стоит $77.

Но цены на нефть «не являются равновесными и имеют существенные предпосылки к снижению», подчеркивает российский Минфин — именно поэтому в прогнозе нефть стоит меньше, чем сейчас.

Объем дополнительных нефтегазовых доходов бюджета, согласно поправкам, составит в 2018 году 2,74 трлн руб. — в пять раз больше, чем заложено в действующем законе о бюджете. Дополнительные нефтегазовые доходы — поступления, которые идут от превышения фактических цен на нефть над базовой ценой ($40,8 за баррель). В январе–апреле средняя цена нефти Urals составила $66,15 за баррель. Эти средства идут не на расходы, а на формирование резервов.

В целом же доходы бюджета в 2018 году, согласно поправкам, составят более 17 трлн руб. (на 1,77 трлн руб. больше, чем сейчас заложено в законе), расходы — 16,6 трлн руб. (на 61,9 млрд руб. больше). Бюджет впервые с 2011 года покажет профицит — в размере 0,4% ВВП (440,6 млрд руб.) вместо ранее ожидавшихся 1,3% ВВП.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: